Ссылки для упрощенного доступа

Новый “майский” указ: год первый


Антон Силуанов

Антон Силуанов

первый вице-премьер, министр финансов РФ

“Каких-либо факторов, влияющих на дестабилизацию экономики, курсовых соотношений, инфляции мы не видим”

СОМНИТЕЛЬНО
Рубль, как и нефть, подешевел в 2018 году примерно на 20%

Прогноз правительства, представленный осенью прошлого года, предполагал рост экономики России в 2018-м на 2,1%, а в 2019-м – на 2,2%.

Первые официальные оценки за 2018 год Росстат опубликует лишь в начале февраля. А текущий прогноз Министерства экономического развития (МЭР) исходит из того, что рост ВВП России в 2018 году составит 1,8%, в 2019-м – лишь 1,3%. Эти показатели в 2–3 раза ниже прогнозируемых, в частности, Международным валютным фондом (МВФ) среднемировых темпов.

Тех самых, превысить которые в России в ближайшие годы надлежит, если исходить из требований нового “майского” (2018 года) указа президента. Более того, по текущим прогнозам МВФ, это отставание России может даже возрасти:

Обеспечение темпов экономического роста “выше мировых”, согласно “майскому” указу, должно сопровождаться сохранением макроэкономической стабильности, “в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4%”.

Первые оценки роста потребительских цен в стране за 2018 год Росстат представил 29 декабря – 4,2%. При этом рост объемов розничной торговли (как основной из показателей платежеспособного спроса населения) также оказывается близким к тем прогнозам, которые были представлены год назад (2,9%): в целом за январь-ноябрь – 2,6%:

​Однако рост цен, который в последние месяцы уже заметно ускорился, с января ускорится еще больше из-за повышения с 18% до 20% базовой ставки главного налога на потребление – налога на добавленную стоимость (НДС). Потребительский спрос же всегда чутко реагирует на изменение темпов инфляции.

Среднемесячная реальная зарплата в России (то есть с учетом роста цен) за 11 месяцев 2018 года выросла, по оценкам Росстата, на 7,4%.

Но при этом реальные располагаемые доходы населения (помимо инфляции, здесь учитываются и обязательные текущие платежи) выросли всего на 0,4% – без учета единовременной выплаты пенсионерам 5000 рублей в январе. Если же ее учесть, то реальные доходы за январь-ноябрь 2018 года не только не выросли, но и сократились – на 0,1% к уровню 11 месяцев 2017 года. Вспомним, что они сокращались четыре года подряд:

Средняя по России начисленная пенсия за 11 месяцев 2018 года, судя по данным Росстата, выросла лишь на 0,5%. Для сравнения, это в 8 раз меньше, чем за весь 2017 год:

“Курс рубля уже практически не зависит от изменений цен на нефть”, –​ утверждал в конце ноября г-н Силуанов. Сравним: в течение 2017 года и нефть дорожала, и курс рубля вырос, но – в четыре раза меньше (к $), чем цена нефти. В 2018 году темпы их падения уже почти совпали. Цена нефти Brent на конец года – по котировкам утренних торгов 31 декабря на бирже в Лондоне:

На 2019 год эксперты Российской экономической школы (РЭШ) особо выделяют четыре фактора для экономики России. Два из них – внутренние: эффект от повышения ставки НДС и налоговый маневр в топливных отраслях. Последнее, как подчеркивают эксперты, “сделает цену на топливо в России гораздо более чувствительной к изменениям нефтяных котировок”.

Два других фактора, которым отводятся первые места, – внешние: риски новых западных санкций в отношении России, а также вероятное замедление роста мировой экономики. “Российская экономика уже находится в состоянии стагнации по внутренним причинам, –​ отмечает ректор РЭШ Рубен Ениколопов. – Если к этому добавятся еще и внешние факторы в виде общего замедления мировой экономики, например, из-за торговых войн, то это практически полностью лишит российскую экономику хоть каких-то шансов на заметный рост”.

XS
SM
MD
LG