Ссылки для упрощенного доступа

Сократит ли государство свою долю в экономике?


Владимир Путин

Владимир Путин

президент РФ

[о подписании Указа “Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции”]: “Его суть - - в серьезном снижении доли государства в отечественной экономике во всех конкурентных сферах, в создании равных условий и свободы экономической деятельности на территории России. Речь идет в том числе об ограничении на создание унитарных предприятий…”

ДА, НО...
Доля государства в объеме ВВП России превышает две трети

Один из пунктов нового Указа прямо предусматривает не только сокращение на товарных рынках России доли компаний, учреждаемых государственными структурами, но и обеспечение развития в стране малого и среднего предпринимательства.

Доля государственного сектора в российской экономике в целом перед кризисом 1998 года составляла примерно одну четверть, однако с тех пор выросла почти в три раза, отмечала Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в “Докладе о состоянии конкуренции в РФ за 2016 год” . Еще в 2012 году эта доля составляла 50% при среднемировом ее уровне в 30%, оценивало Министерство экономического развития:

Russia-Factograph-State Share-Economy

​Что касается доли малого и среднего бизнеса (МСБ) в общем объеме экономики России, то в 2011 году, как пояснял в недавнем интервью руководитель Росстата, она составляла 19,4%. А в 2017-ом, по оценкам Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “Опора России”, эта доля “стабилизировалась” на уровне 21%.

В утвержденной правительством РФ еще летом 2016 года “Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года” предполагается увеличение доли МСБ в ВВП страны “с 20% до 40%”. Однако, для сравнения, и этот показатель (если его достичь) будет почти в полтора раза ниже текущего среднеевропейского уровня, если судить по недавно представленным Евростатом данным за 2016 год:

Russia-Factograph-SME-GDP Share-Rus-EU-Dec-2017

Та же “Стратегия” намечает увеличение к 2030 году доли работающих на российских предприятиях МСБ (в целом – со штатом от одного до 250 человек, как и по классификации Евросоюза) в общей численности занятых в экономике до 35%, то есть примерно на четверть, судя по текущим оценкам Росстата. Однако и в этом случае разрыв со средним по ЕС уровнем за 2016 год останется почти двукратным:

Russia-Factograph-SME-Employment-Share-Rus-EU-Dec-2017

“Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018- 2020 годы”, утвержденный президентским Указом “Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции”, предусматривает, в частности, что правительство в течение 2018 года должно представить в Государственную Думу проект закона об “ограничении создания унитарных предприятий на конкурентных рынках", а также о "запрете прямого или косвенного приобретения государством и муниципальными образованиями акций и долей хозяйственных обществ, осуществляющих деятельность на товарных рынках в условиях конкуренции (за исключением организаций оборонного комплекса и предприятий, имеющих стратегическое значение)”.

По российскому законодательству, “унитарным предприятием” считается “коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником”. И в той же статье закона подчеркивается, что “в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия”. Причем “имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию”.

Огромный рост ГУПов и МУПов (государственные и муниципальные предприятия – РС) – самая опасная тенденция общего усиления государственного монополизма в экономике, отмечал в интервью в начале 2017 года заместитель руководителя ФАС Сергей Пузыревский. По его словам, за последние три года их количество увеличилось в два раза. “Унитарное предприятие, выходя на конкурентный рынок, через определенный период его монополизирует, а частный бизнес дискриминируется”.

Ликвидировать ГУПы и МУПы, за исключением созданных в стратегически важных отраслях, ФАС предлагала еще восемь лет назад. Так, в докладе службы за 2009 год подчеркивалось: “Наблюдается засилье этих организаций, рост платных услуг, форсированная передача им государственного и муниципального имущества”. Кроме того, такие организации, поясняла ФАС, получают преференции и нередко являются инструментами вывода бюджетных средств из-под контроля.

Прошло семь лет, и осенью 2016-го ФАС вновь констатировала: количество унитарных предприятий в регионах резко возросло, хотя “именно их участие в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках”. Как позже пояснял руководитель ФАС Игорь Артемьев, “часто они появляются на конкурентных рынках и выигрывают борьбу с коммерческими компаниями, используя административный ресурс”.

Более того, подчеркивала ФАС в недавнем докладе, в сфере государственных закупок в 2016 году почти 70% из топ-50 поставщиков “являлись организациями, в которых в той или иной форме представлено государство”. А 18% всех существующих сегодня в стране “естественных монополий” являются именно унитарными предприятиями.

XS
SM
MD
LG