Ссылки для упрощенного доступа

Когда Россия сможет перерабатывать бытовой мусор, как в Европе?


Александр Хлопонин

Александр Хлопонин

заместитель председателя правительства РФ

“Мы должны выйти на уровень стран Европейского союза, где, вместе со сжиганием, доля утилизации составляет около 60%. У нас, к сожалению, 7–9%. Поэтому до 2030 года мы ставим задачу выйти на этот качественный уровень”

НЕ ФАКТ
В ЕС эта доля выросла более чем вдвое, но за 20 лет

В странах Европейского союза (ЕС-28) доля твердых бытовых отходов (ТБО), прошедших промышленную переработку, в общем объеме ТБО превышает уже 72%, судя по представленным буквально в конце января оценкам Евростата за 2016 год. Она включает мусоросжигание, а также переработку как неорганических, так и органических бытовых отходов (компостирование – если же его не учитывать, то общая доля составит примерно 56%. Возможно, именно этот показатель имел в виду вице-премьер РФ?). Для сравнения, в 1995 году совокупная доля этих трех компонентов составляла 31%, то есть с тех пор она увеличилась более чем вдвое. На этом фоне доля захоронения ТБО на мусорных полигонах стран Европы сократилась с 64% до 24%.

В Соединенных Штатах, по оценкам национального Агентства по охране окружающей среды, доля захоронения ТБО на полигонах за треть века, с 1980 по 2014 год, сократилась с 89% до 53%.

В Японии, в отличие от Европы или США, именно сжигание бытовых отходов является основным способом их утилизации – почти 80% общего объема ТБО. В стране насчитывается более 1200 мусоросжигательных заводов, техническое и технологическое оснащение которых таково, что многие из них располагаются прямо в городских кварталах. Почти треть японских мусоросжигательных заводов производят электроэнергию.

В Китае доля захоронений ТБО сокращается значительно быстрее, чем, например, в США, – с 82% в 2006 году до 60% в 2015-м. И прежде всего – за счет стремительно расширяющихся масштабов мусоросжигания.

В России же наблюдался обратный процесс. Всего за пять лет (2010–2014) масштабы переработки ТБО сократились почти вдвое – до 7,5% общего их объема, отмечал в интервью летом 2017 года министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской. При этом и министр – тогда, и вице-премьер – теперь – не уточнили, сколько именно накапливаемых в стране ТБО сжигается, а сколько перерабатывается.

По оценкам российского отделения Greenpeace, представленным в докладе “Что делать с мусором в России” весной прошлого года, 94% всех ТБО в стране свозится на мусорные полигоны и свалки. Еще 2% – сжигается и 4% – перерабатывается.

В самой “Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года”, подготовленной Министерством промышленности и торговли еще в конце 2016 года, отмечается, что так или иначе в стране перерабатывается 7–15% ТБО.

А по оценкам профильного российского форума WasteTech, лишь 3% ТБО в России сжигается и еще 7% поступает в промышленную переработку. Эти данные мы и взяли для сравнительного графика:

Russia-Factograph-Municipal Waste-Treatment-Structure-EU-USA-Japan-China-Russia

​При этом Китай в течение почти двух десятилетий является крупнейшим в мире импортером перерабатываемых отходов. А это – огромный бизнес. Например, общий объем международной торговли этими отходами превысил в 2015 году 180 млн тонн на сумму 87 млрд долларов! Перерабатывать использованный пластик или бумагу Китаю и дешевле, и проще, чем расходовать на новое их производство собственные ресурсы, не говоря уже об импортируемых.

И, например, из США в 2016 году было вывезено в Китай почти 70% всех бумажных отходов, подлежащих утилизации, и более 40% – пластиковых.

Европейский союз еще в 2012 году экспортировал в Китай 87% всех своих текущих пластиковых отходов, откуда этот пластик мог возвращаться в ту же Европу в виде новой упаковки.

В итоге на долю Китая в 2016 году пришлось 56% общемирового импорта пластиковых отходов на сумму 3,7 млрд долларов.

Однако с января 2018 года правительство Китая ввело запрет на импорт сразу 24 типов зарубежных отходов, мотивировав решение как необходимостью переработки возросших объемов местных отходов, так и экологическими требованиями. К концу 2019 года Китай планирует полностью отказаться от такого импорта.

А теперь сравним темпы изменений в разных регионах мира масштабов захоронений ТБО на полигонах в общем объеме этих отходов. Итак, в Европе их долю удалось сократить в 2,7 раза за 16 лет. В США – в 1,7 раза за 35 лет. В Китае – в 1,4 раза за 8 лет.

Только что утвержденная в России “Стратегия”, о которой говорит вице-премьер, предполагает, судя по его словам, что доля ТБО, которые попадают именно на полигоны захоронения, должна сократиться как минимум в 2 раза всего за 12 лет – в пользу доли переработки этих отходов.

XS
SM
MD
LG