Реальных военных расходов в открытых источниках не найти. Отдельные высказывания официальных лиц дают лишь некое представление о них, даже если не вполне совпадают. И не только в России. Но есть экспертные оценки – о них и будем говорить.
Еще в октябре 2015 года, то есть спустя месяц после начала военной операции России в Сирии, медиакомпания РБК представила итоги собственного расследования: одна неделя этой операции обходится российскому бюджету как минимум примерно в 1,1 млрд рублей в неделю, или 156 млн рублей в день ($2,5 млн по тогдашнему обменному курсу). В те же дни появились оценки британской исследовательской компании IHS Markit – $2,3–4 млн в день.
Спустя полтора года собственное расследование провели аналитики российской партии “Яблоко” (итоги были опубликованы в газете “Ведомости”) и пришли к выводу, что к середине 2017 года общие расходы России на операцию в Сирии могли составить 108–140 млрд рублей, а их оценка ежедневных расходов практически совпала с оценкой РБК – 156 млн рублей.
“Один день операции в Сирии стоит значительно меньше, чем день учений Министерства обороны, – отмечал в интервью “Известиям” в декабре 2015 года неназванный представитель Министерства обороны России. – Но чтобы не было дополнительных затрат, решено исключить некоторые военные учения, планируемые в следующем году”.
“Я бы назвал эти действия расширенными долгосрочными учениями, поскольку задействованы только воздушные силы, обслуживающие контингент, – заявил РБК в октябре 2015 года бывший министр финансов России Алексей Кудрин. – Это не такая дорогостоящая операция. Она намного дешевле того, что связано с восточной Украиной”.
Есть и недавние оценки. Так, если включить в расчеты пять основных параметров (боевые вылеты авиации, запуск крылатых ракет "Калибр", потери военной техники, содержание личного состава, выплаты семьям погибших), а также сирийский поход авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов", то к началу марта 2018 года общие бюджетные расходы на сирийскую кампанию составили от 172,3 млрд до 245,1 млрд рублей. Такие оценки аналитиков партии “Яблоко” были представлены в нашем специальном обзоре. При этом эксперты отмечают, что реальные затраты могут оказаться и на 40–50% выше.
Но даже если 245 млрд рублей – с какими другими расходами казны эта сумма сравнима? Вот лишь несколько примеров. Ровно такие же расходы (243 млрд рублей на три года) заложены в госбюджет на 2018–2020 годы для финансирования государственной программы “Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации”.
Ровно столько же (245 млрд рублей) предполагается потратить за три года по расходной статье “Культура” (а в целом с учетом “Кинематографии” – 278 млрд рублей). Лишь чуть больше (260 млрд рублей) составят общие расходы на жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) в 2018–2019 годах. А на все мероприятия по охране окружающей среды в 2018–2019 годах предполагается направить 189 млрд рублей.
Наконец, можно сравнить эту сумму с некоторыми социальными расходами, запланированными в госбюджете РФ на текущий год отдельно:
В целом по всему миру военные расходы составят в 2018 году рекордные со времен холодной войны $1,67 трлн, прогнозируют аналитики компании IHS Markit в представленном в середине декабря очередном ежегодном обзоре Jane’s Defence Budgets Report. Он охватывает более 100 стран мира, совокупная доля которых составляет 99% общемировых военных расходов. Для сравнения, общий объем экономики России в 2018 году, по прогнозу МВФ, составит $1,52 трлн, а Южной Кореи – $1,6 трлн.
В текущем рейтинге от IHS Markit первая десятка стран мира по общему объему военных расходов представлена так:
Но это – абсолютные показатели, “в деньгах”. Другой авторитетный в этой области экспертный международный центр – Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI) – уже треть века ежегодно рассчитывает такой показатель как отношение военных расходов большинства стран мира к общему объему их экономик (ВВП). Другими словами, сколько они “позволяют” себе тратить на эти цели.
Для сравнений мы взяли данные SIPRI для семи стран мира с наибольшими, по оценкам этого института, текущими военными расходами:
Как видим, из этих стран больше всех военных расходов по отношению к собственному ВВП позволяет себе Саудовская Аравия (вдвое больше, чем Россия, хотя объем ее ВВП – $708 млрд – вдвое меньше, чем у России). В свою очередь, показатель за 2016 год для России (более поздних оценок пока нет), как видим, превышает показатель Соединенных Штатов в полтора раза, причем эти “ножницы”, начиная с 2012 года, расходятся все больше. Хотя по общему объему экономики Россия отстает от США в 13 раз.
Если же вернуться к собственно госбюджету России, то в целом его расходы составляют 18–19% ВВП страны. А в их структуре доля затрат на оборону (по отношению к ВВП) в 2017 году оказалась на четверть большей, чем в 2011-м, следует из расчетов исследовательского института “Центр развития” Высшей школы экономики в Москве, в 2015–2016 годах это превышение было полуторакратным и более. Взяв эти данные, мы свели их в следующий график:
Авторы обзора отмечают сокращение доли расходов федерального бюджета на здравоохранение: в 2017 году – почти вдвое меньше, чем в 2012-м. Доля расходов на ЖКХ за шесть лет сократилась в 5 раз. А увеличение доли социальных расходов бюджета эксперты комментируют так: “Уже заморожены накопительные пенсии, не индексируются пенсии работающим пенсионерам, и нужно придумать что-то еще, чтобы расходы на пенсионное обеспечение не поглотили все остальные расходы”.