Ссылки для упрощенного доступа

Сколько Америка должна России?


Антон Силуанов

Антон Силуанов

министр финансов РФ

“Мы абсолютно не держимся за американские бумаги [государственные облигации]. Мы готовы вкладываться и в бумаги, выпускаемые другими суверенными государствами, главное, чтобы они были низкорискованными и, соответственно, приносили доход”

ДА, НО...
За 10 лет вложения России в госдолг США выросли в 15 раз

К началу 2018 года Россия владела гособлигациями Соединенных Штатов, по данным Минфина США, на 102,2 млрд долларов. Для сравнения: общий объем золотовалютных резервов России на тот момент, по данным Центрального банка, составлял 432,7 млрд долларов.

Открытые данные не дают представления о том, какая часть международных резервов России вложена именно в госдолг США. Американский Минфин дает лишь общую сумму “официальных” вложений в него других стран: так, в декабре 2017 года на них пришлось примерно 64% общей суммы госдолга США, находящегося в зарубежном владении. Она, в свою очередь, составила в целом 6,31 трлн долларов, то есть около трети всего государственного долга США держат иностранные владельцы – как государственные структуры​(в первую очередь – центральные банки), так и многочисленные частные инвесторы.

Центральный банк России также представляет лишь приблизительные оценки. Так, в его последнем по времени обзоре – за июнь-июль 2017 года, опубликованном в начале января, отмечалось, что по состоянию на 31 июня в государственные ценные бумаги иностранных эмитентов было вложено 218,7 млрд долларов, или 52,4% всех золотовалютных активов, находящихся под управлением Банка России. При этом 27% общей суммы этих активов было вложено в США (для сравнения: во Франции – 12%, в Германии – 10%, Великобритании – 6%, Японии – менее 2%).

На тот момент золотовалютные резервы России составляли в целом 412,2 млрд долларов. И 27% от этой суммы – 112 млрд долларов. При этом общие вложения России в американские гособлигации к середине прошлого года составляли 102,9 млрд долларов, что следует из данных Минфина США.

Интересно, что еще 10 лет назад они едва превышали 7 млрд долларов, то есть за это время выросли почти в 15 раз. Для каждого года мы взяли по два их месячных значения – максимум и минимум:

Russia-Factograph-USA Debt-Foreign Holders-Russia-Reserves-2007-2017

Во главу угла Центральный банк России, как независимый институт, ставит не политику, а надежность вложений, поясняет Наталья Мильчакова, замдиректора аналитического департамента финансовой компании “Альпари”: “Резервы из американского госдолга можно вывести в любой момент, это ликвидные бумаги. Однако вопрос – чем заменить?”

“Если не вкладывать активы в госбумаги США, во что тогда вкладывать?” – говорит руководитель практики управления рисками финансово-консалтинговой компании ФБК Grant Thornton Роман Кенигсберг.

Долговые бумаги США являются слишком удобными, ликвидными, надежными, чтобы продать их или обменять на облигации европейских стран или Китая, отмечает руководитель инвестиционной компании “Форум” Роман Паршин: “США остаются самой большой и мощной экономикой на планете, и их долговые обязательства являются, по сути, очень удобным инструментом для резервирования, для залога”.

В декабре 2017 года, более поздних данных Минфин США пока не представил, Россия по объему средств, вложенных в американские гособлигации, оказалась в середине второй десятки стран – крупнейших зарубежных держателей госдолга США:

Russia-Factograph-USA Debt-Foreign Holders-Largest-Dec-2017

​Китай и Япония традиционно являются крупнейшими зарубежными держателями американских гособлигаций (35% от всех), а вот попадание в первую пятерку Ирландии или Каймановых островов – “новация” последних нескольких лет. Так, объем вложений Ирландии в американские гособлигации в декабре ($327 млрд) превысил общий объем экономики этой страны в 2017 году ($325 млрд, по оценке МВФ). А для Каймановых островов, при собственном ВВП около $3,5 млрд, объем вложений в американский госдолг составил $270 млрд. Однако в обоих случаях речь идет в первую очередь об инвестициях зарубежных для обеих стран компаний, но в них зарегистрированных или имеющих местные филиалы, поясняют эксперты.

Так, европейские филиалы американских технологических корпораций Google, Facebook, Apple или Microsoft базируются именно в Ирландии, которая привлекает их прежде всего низкими налогами, а филиал Amazon – в Люксембурге, напоминает аналитическая компания MarketWatch. Значительную часть своей зарубежной, по отношению к рынку США, выручки они и вкладывают в высоколиквидные американские гособлигации. В сумме только эти пять компаний уже скупили их почти на четверть триллиона долларов. В частности, Microsoft и Apple за последние пять лет свои вклады в госдолг США удвоили, вложив более $80 млрд. Такими же темпами рос, соответственно, и общий объем вложений Ирландии, поясняет MarketWatch.

Объем этих гособлигаций в портфеле только одной Microsoft превысил $112 млрд (больше, чем у России в целом. – РС), добавляет британская деловая газета Financial Times, и теперь лишь 12 стран мира имеют большие вложения в госдолг США, чем одна эта корпорация.

Подобная история – и в случае с Каймановыми островами, заморской территорией Великобритании с населением в 60 тысяч человек и известной как “налоговая гавань”. Именно здесь “базируется” около 60% всех активов инвестиционных хедж-фондов в мире, отмечало агентство Bloomberg со ссылкой на доклад американской консалтинговой компании Oliver Wyman от 2014 года. В нем подчеркивалось, в частности, что стабильное регулирование и сверхльготный налоговый режим “превратили Каймановы острова в мировой центр хедж-фондов”.

Эти инвесторы вкладывали в последние годы миллиарды долларов в покупку американских гособлигаций, ввиду большей их привлекательности на фоне активов других стран, пишет Bloomberg. Таким же, по сути, бумаги госдолга США остаются и сегодня – по сравнению, например, с такими же долговыми обязательствами других западных стран:

Russia-Factograph-USA Debt-Foreign Holders-G7-10-Year government bond yields-March-2018

XS
SM
MD
LG