Российская компания "ТВЭЛ", входящая в состав госкорпорации "Росатом", производит топливо для атомных реакторов. Оно, в частности, поставляется для 78 реакторов атомных электростанций (АЭС) в 15 странах мира (главным образом Европы и Азии), а также исследовательских реакторов в ряде стран или реакторов на судах российского флота. Первая конкретная информация о планах поставок "ТВЭЛ" в США появилась два года назад.
В мае 2016-го американская компания General Electric (GE) сообщила, что консорциум Global Nuclear Fuel (совместное предприятие GE, а также японских компаний Toshiba и Hitachi) заключил соглашение с российской "ТВЭЛ" о будущих поставках ядерного топлива “ТВС-Kвадрат” на американский рынок – для использования в реакторах типа PWR (с водой под давлением) производства принадлежащей Toshiba американской компании Westinghousе. Как отмечала тогда GE, всего в США работает 35 таких реакторов (то есть более трети от всех. – РС), а поставки должны начаться в 2019 году.
“ТВС-Квадрат” – проект российского топлива для АЭС западного дизайна (речь идет о тепловыделяющих “сборках” – ТВС – квадратного сечения под реакторы западного производства; в российские реакторы ВВЭР загружаются шестигранные сборки), поясняла летом 2016 года газета “Коммерсант” и комментировала заявленные планы так: “По сути, “ТВС-Квадрат” является попыткой ответа на выход американской Westinghouse на топливный рынок реакторов российского и советского дизайна: американцы уже несколько лет продвигают свои “шестигранники” для ВВЭР-1000, наибольшее продвижение удалось на Украине, декларировавшей в перспективе полный отказ от российского топлива”.
Предпосылок для остановки проекта с США по “ТВС-Квадрат” нет, отмечала Наталья Никипелова в интервью РИА Новости два месяца назад. А 15 мая старший вице-президент “ТВЭЛ” Олег Григорьев сообщил, что поставки в США, как и намечалось, начнутся в 2019 году.
Кстати, первые опытные зарубежные поставки этого топлива для атомных реакторов западного дизайна "ТВЭЛ" осуществила еще четыре года назад, в июне 2014-го, на АЭС Ringhals в Швеции. А в начале мая 2018 года, по словам Олега Григорьева, завершила здесь уже третий этап его испытаний. Именно со шведской государственной энергокомпанией Vattenfall уже в 2016 году "ТВЭЛ" подписала первый коммерческий контракт на экспорт ядерного топлива “ТВС-Квадрат”. Регулярные поставки в Швецию должны начаться в 2021 году.
В США в 2019 и 2020 годах на АЭС Vogtle в штате Джорджия планировалось запустить два новых блока PWR-реакторов новой модели AP1000. И не исключено, что речь может идти о грядущих поставках из России именно на эти реакторы. Однако в 2017 году их строительство было приостановлено, и теперь запуск новых блоков перенесен на 2021 и 2022 годы.
Еще два реактора типа AP1000 строились на АЭС VC Summer в штате Южная Каролина. Однако, как сообщала газета Washington Post, в марте прошлого года строительство было заморожено, а спустя еще четыре месяца владельцы АЭС отказались от его завершения.
В США насчитывается 99 действующих атомных реакторов (всего в мире, по оценкам Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), на 188 АЭС работает 450 реакторов. – РС) и строительство новых в данный момент не планируется, продолжала Washington Post: ни администрация президента Трампа, ни Конгресс США не намерены пока стимулировать новые проекты в атомной энергетике.
Таким образом, случись новые санкции, они, скорее всего, не повлияют на поставки из России ядерного топлива, если иметь в виду уже действующие в США атомные реакторы. И – теоретически – могут привести лишь к срыву этих поставок на те два реактора, которые планируется запустить через 2–3 года.
Возможно, "ТВЭЛ" хотела бы поставлять свое топливо и на американские реакторы более старых типов – например, сама корпорация “Росатом” оценивает потенциальный рынок для “ТВС-Квадрат” в Европе и США в 100 реакторов. Но поскольку почти все эти реакторы в США работают уже по несколько десятилетий (последний во времени новый атомный реактор в стране был запущен в 2016 году, а предпоследний – в 1996-м), даже отмена поставок этого топлива из России, если до этого дойдет, вряд ли существенно повлияет на их работу.
Если же говорить не только об этой продукции компании "ТВЭЛ", но и о других видах российского ядерного топлива, то, согласно данным Минэнерго США, в 2016 году доля России в общем импорте урана для нужд американской атомной энергетики составила 14%.
Для сравнения, доля Канады в этом американском импорте – 25%, Казахстана – 24%, Австралии – 20%, Узбекистана – 4%. В целом же атомная энергетика США обеспечивается собственным производством в стране урана на 11%. Соответственно, 89% ее спроса в нем покрывается за счет импорта из других стран.