Об обсуждении в правительстве возможности повышения в России ставки налога на добавленную стоимость (НДС) сообщила в понедельник газета “Ведомости” со ссылкой на нескольких “федеральных чиновников”. За шесть лет такая мера могла бы принести федеральному бюджету около 2 трлн рублей дополнительно – из тех 8 трлн, которых правительству "не хватает" для выполнения нового “майского” указа президента Владимира Путина, поясняет “Ведомости”.
Впервые НДС появился в России одновременно с либерализацией цен – с 1 января 1992 года, и тогда его ставка составляла 28%. Спустя три года ее снизили до 20%. Нынешняя ставка НДС – 18% – действует в стране уже 15-й год подряд, ее ввели с января 2004-го.
В отличие от акцизов или налогов с продаж, в том или ином виде существовавших в мире веками, налог на добавленную стоимость – относительно недавнее изобретение человечества. Его предложил в 1954 году тогдашний руководитель налогового ведомства Франции Морис Лоре. Идею нового налога поддержали в Европе сразу: ведь он предполагает, по сути, что исчислением налога занимается сам бизнес на всех уровнях, а государство получает гарантированный источник доходов практически со всей экономики.
Сегодня НДС взимается более чем в 160 экономиках мира, среди которых, однако, нет двух из крупнейших – США и Японии, где вместо НДС существует налог с продаж. Налоговые системы стран Европы и США по сути своей – разные, отсюда и приверженность к разным налогам одного типа, отмечал в интервью РС профессор экономики университета города Киль в Германии Кристиан Зайдель: “НДС нормально функционирует лишь в централизованной налоговой системе, а если ее нет, как в США, то остается взимать только налог с продаж – в каждом штате отдельно”.
В самом Европейском союзе сегодня, согласно действующим правилам, базовая ставка НДС не может быть ниже 15%. Впрочем, такой низкой нет нигде. Минимальная ставка этого налога – 17% – действует ныне в Люксембурге, а такая же, как в России (18%), только в одной стране – Мальте. Во всех остальных странах ЕС ставки НДС сегодня выше, а максимальная – 27% – в Венгрии.
Но мы решили сравнить Россию со странами Европы не только по уровню ставок этого налога, но и по текущим заработкам населения, коль скоро полную величину НДС оплачивает в итоге именно конечный покупатель товара или услуги.
Евростат отражает данные средней почасовой оплаты труда в странах ЕС, из которых мы выбрали только одну составляющую – собственно начисленную зарплату. И последние по времени данные – за 2017 год.
Росстат, со своей стороны, представляет оценки среднемесячной начисленной зарплаты по экономике России. В 2017 году в среднем она составила 39,085 рублей. Дальнейшие расчеты производили уже сами, исходя из законодательно установленной в России продолжительности рабочего времени – не более 40 часов в неделю. При 20 рабочих днях в среднем за месяц получается 160 отработанных часов.
Разделив среднюю за прошлый год месячную зарплату (по Росстату) на это количество рабочих часов и переведя результат по среднему за 2017 год курсу рубля к единой европейской валюте (65,87 рубля за евро), получили в итоге 3,7 евро – как условную почасовую оплату труда среднестатистического россиянина. Этот показатель, наряду с 18%-ной ставкой НДС, и использовали для сравнения с данными Евростата по странам ЕС:
Средний уровень почасовой зарплаты в странах ЕС составил в 2017 году 20,34 евро (хотя, как видим, в половине стран – менее 15 евро, а в каждой третьей – менее 10 евро), то есть ровно в 5,5 раза больше, чем в России – даже при всей условности собственных расчетов. Тогда как средняя для 28 стран Евросоюза базовая ставка НДС составляет примерно 21,5% – при 18% в России.
Весной прошлого года Минфин России предложил “налоговый маневр” – снизить ставку страховых взносов предприятий во внебюджетные фонды (пенсионный, социального и обязательного медицинского страхования) с 30% до 22% (для легализации “серых” зарплат) с одновременным повышением НДС с 18% до тех же 22% – так называемый вариант “22/22”. Против выступил “социальный” блок правительства.
В феврале нынешнего года Алексей Кудрин, бывший министр финансов, ныне – руководитель Центра стратегических разработок, заявил, что в правительстве обсуждается уже вариант “21/21”. Теперь, судя по публикации в “Ведомостях”, не исключается повышение НДС до 20%. Такое его повышение ускорит инфляцию в стране на 0,8–1 процентный пункт дополнительно, приводит газета оценки главного экономиста Альфа-Банка Наталии Орловой.
Выступая на прошлой неделе на Петербургском международном экономическом форуме, первый вице-премьер и министр финансов России Антон Силуанов заявил о предстоящей “некоторой настройке” налоговой системы в стране, после чего, по его словам, в течение шести лет “мы не будем менять налоги”.