Под “периодом активного долголетия”, как можно предположить, имелась в виду вся ожидаемая продолжительность жизни россиян, достигших нынешнего пенсионного возраста (60/55 лет). Последние по времени данные Росстата на этот счет, представленные в декабре, – за 2016 год: из них следует, что за последние 10-11 лет этот период увеличился примерно на три года – и для мужчин, и для женщин:
Однако, если пенсионный возраст в России будет повышен до 65/63 лет, речь нужно вести об ожидаемой продолжительности жизни по достижении уже этих возрастных рубежей. Хотя и российская, и международная статистика таких ожиданий исходит обычно из пятилетней шкалы, а не однолетней. Поэтому в случае ожидаемой продолжительности жизни для 63-летних женщин остается разве что прибавить к соответствующему показателю два года:
В среднем по России для мужчин и женщин, достигших 65-летнего возраста, период ожидаемой продолжительности жизни, по данным Росстата, составил в 2016 году ровно 16 лет. Для сравнения, в 2010 году – 14,73 года. То есть за шесть лет он увеличился лишь на год с четвертью.
Если предположить сохранение этих темпов и на ближайшие 15 лет, то есть период предлагаемой в России поэтапной пенсионной реформы, то к концу этого срока ожидаемая продолжительность жизни (средняя для мужчин и женщин) достигших “нового” пенсионного возраста едва превысит 19 лет.
В основе любых расчетов ожидаемой продолжительности жизни в той или иной стране – статистика смертности по полу и отдельным возрастным группам, включая и средний возраст смертности. В России с 2003 года такой “средний” возраст для мужчин повысился на 8 лет, для женщин – на 5 лет:
Если допустить сохранение таких же темпов повышения этих показателей, то к середине 30-ых годов период жизни в России среднестатистического мужчины составит примерно 75 лет, а среднестатистической женщины – 83 года. Что соответственно, на 10 лет (мужчины) и 20 лет (женщины) больше, чем уровни нового пенсионного возраста для них.
Однако средний возраст смертности – лишь один из показателей для расчета ожидаемой продолжительности жизни. Будь то ожидаемой при рождении человека или по достижении им того или иного возраста. Поэтому в демографии эти два показателя редко совпадают.
И, скажем, согласно той многолетней статистике, которую ведет отдел народонаселения Организации объединенных наций (ООН), и его же прогнозам, во второй половине 30-ых годов ожидаемая продолжительность жизни 65-летнего мужчины в России составит около 14 лет, то есть почти в полтора раза больше, чем предполагают расчеты на основе текущих темпов повышения среднего возраста смертности:
Для женщин в России, достигших 65-летнего возраста, эксперты ООН прогнозируют ко второй половине 30-ых годов более 19 дополнительных лет жизни. По логике, для 63-летних – 21 год:
Но для обоих случаев – никак не выходит 22 дополнительных года “в среднем”. Разве что предположить невиданный ранее рост уровня здравоохранения в стране в ближайшие полтора десятилетия, а также то, что широкие массы населения проникнутся здоровым образом жизни...