Ссылки для упрощенного доступа

Насколько мал в России малый бизнес?


Дмитрий Медведев

Дмитрий Медведев

председатель правительства РФ

“Невысокая доля малого бизнеса в экономике – одна из наших проблем: в структуре ВВП небольшие предприятия занимают чуть более 20%”

НЕ ФАКТ
В целом малый бизнес в России примерно втрое меньше, чем в странах Европы

В “Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства“, который ведет Федеральная налоговая служба (ФНС), по состоянию на 10 августа (ежемесячная статистика) числилось 5 млн 922 тысячи 420 предприятий этого сектора. Для сравнения, на 10 января 2018 года их было чуть больше – 6 млн 39 тысяч 216.

В целом за период с 2010 года количество предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) в России увеличилось на 29%, однако рост этот был обеспечен только за счет микропредприятий и индивидуальных предпринимателей, тогда как численность малых и средних предприятий МСБ, наоборот, неуклонно сокращалась. Как и общее количество рабочих мест в этом секторе экономики:

В структуре сектора МСБ в России более 90% приходится на микропредприятия. И в целом она несильно отличается от сложившейся, например, в странах Европейского союза (ЕС). С той лишь разницей, что в ЕС к “микропредприятиям” относят те, на которых работают до 10 человек, к “малым” – с численностью занятых 11–50 человек. Соответственно, по “средним” предприятиям совпадает лишь верхняя граница – до 250 работающих:

В том, что касается распределения в России или странах ЕС общей численности занятых в секторе МСБ в зависимости от размера предприятия, разница заметнее, но и в этом случае – не принципиальная:

Однако разница сразу становится кратной, если иметь в виду долю сектора МСБ в общей численности занятых в экономике страны. В июле эта численность в России, по данным Росстата, составила 72,7 млн человек, в составе которых все занятые в зарегистрированном в ФНС малом и среднем бизнесе (16 млн человек к началу августа) составили 22,3%. В странах ЕС только средний показатель – сразу в три раза больше:

​Вклад сектора МСБ в общий объем экономики России, о котором и говорит председатель правительства, примерно в 2,6 раза меньше, чем средний показатель для стран ЕС. “За последнее десятилетие доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны так существенно и не поднялась с уровня в 20–21%”, – отмечал в интервью весной этого года уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов.

Чуть ранее руководитель департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции в Министерстве экономического развития (МЭР) Максим Паршин привел свои данные: доля предприятий МСБ в ВВП России составляет ныне 22,3%. Разница в этих оценках невелика, чего не скажешь о разнице с показателями стран Европы:

Впрочем, в России фактически отсутствует статистика по огромному массиву “самозанятых” граждан, точного законодательного определения которых в стране не существует и до сих пор. Один из вариантов для готовящегося законопроекта, как следует из недавнего интервью руководителя ФНС, примерно таков: самозанятые – это физические лица, не имеющие наемных работников и самостоятельно реализующие товары, работы и услуги без регистрации в качестве предпринимателя.

Действующее законодательство предусматривает пока лишь три вида такой деятельности: репетиторство, уборка жилых помещений, а также уход за детьми, больными или престарелыми людьми. Хотя регионы могут включать в этот печень и другие виды работ и услуг. Ограничивая перечень профессий, государство само не пускает этих людей в правовое поле, отмечает руководитель Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “Опора России” Олеся Сапа.

Таких работников, “получающих регулярный доход не по трудовому договору или дополнительный доход помимо основного места работы”, может быть в стране, по некоторым оценкам, до 25 млн человек, отмечал руководитель ФНС. В профильном комитете Совета Федерации России исходят из оценок в 15–22 млн человек. Фонд обязательного медицинского страхования считает самозанятыми 15 млн человек, тогда как по оценкам “Опоры России” их количество в стране достигает 6 млн человек.

Но даже последняя из приведенных оценок означает более 8% от всех занятых на сегодня в экономике России и почти 40% от занятых в секторе МСБ. Их, никак не “регистрируемый” вклад в ВВП оценить напрямую, по сути, невозможно. Пока попытки властей вывести такой бизнес “из тени”, пообещав налоговые льготы, особых успехов не принесли. В мае 2017 года налоговая служба начала принимать заявления о постановке на учет в качестве самозанятых. К 1 августа 2018-го, то есть 14 месяцев спустя, зарегистрировались в целом по всей стране… 1839 человек. Впрочем, за первые полгода таких оказалось всего 213, а к 1 апреля 2018-го – 1289 человек.

XS
SM
MD
LG