Ссылки для упрощенного доступа

Черта бедности: как России за шесть лет догнать Швейцарию или Данию?


Алексей Кудрин

Алексей Кудрин

председатель Счетной палаты РФ

“За последние шесть лет у нас количество бедных увеличилось на 3 млн [человек] и почти достигло 20 млн”

ДА, НО...
Доля населения с доходами ниже черты бедности в России вернулась к уровням 12-летней давности

Последние из представленных на сегодня данные Росстата на этот счет – за первое полугодие 2018-го. Из них следует, что количество граждан с доходами ниже прожиточного минимума составило 20 млн человек или 13,6% общей численности населения страны.

В последний раз такие уровни фиксировались в 2006-2007 годах. А в 2012-ом они снизились до минимумов за всю новейшую историю России, после чего вновь начали повышаться:

В международной статистике чаще применяются не абсолютные показатели доли малоимущего населения (как в России), а относительные. Например, в странах Европейского союза (ЕС) “чертой бедности” считается реальный доход человека, равный 60% так называемого “медианного” его значения по стране (то есть уровня, относительно которого одна половина населения имеет доходы больше, а другая – меньше).

Кстати, с 2013 года этот же показатель рассчитывает и Росстат, помимо традиционного абсолютного (население с доходами ниже прожиточного минимума). Последние такие данные и по России, и по ЕС – за 2017 год, однако по некоторым странам в статистике Евростата – за 2016-ый. Для сравнения, как они меняются, мы приводим и показатели за 2013 год:

Тот же относительный показатель используется Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющей на сегодня 35 наиболее индустриально развитых стран мира – как для них, так и для ряда других стран. Единственное отличие от статистики ЕС – “чертой бедности” считается уровень в 50% от медианного по стране дохода. И этот показатель рассчитывается теперь Росстатом для России. Сравним последние из представленных в этой статистике данные - за 2017 год для России и за 2016-ый для других стран:

Как видим, российский показатель превышает средний для стран как ЕС, так и ОЭСР более чем в полтора раза. Теперь вспомним, что новый “майский” указ (2018 года) президента России предполагает к 2024 году “снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации”. Считая по принятой в России методике, это означает сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума с нынешних 13,6% до примерно 7%.

Если же “чертой бедности” считать уровни в 50% или 60% от медианного по стране дохода (как в ОЭСР или ЕС), то в первом случае России через шесть лет предстоит достичь нынешних уровней таких стран как Швейцария или Швеция, а во втором – Дании или Норвегии.

XS
SM
MD
LG