Ссылки для упрощенного доступа

Недосягаемый пока 2015-й: как меняется в России рождаемость?


Максим Топилин

Максим Топилин

министр труда и социальной защиты РФ

“В середине 2000-х годов… никто не мог предположить, что мы суммарный коэффициент рождаемости сможем поднять от 1,2–1,3 в среднем на одну женщину репродуктивного возраста до 1,77… Но если мы имели такие показатели, это значит, что можем выйти на них снова в перспективе”

НЕ ФАКТ
Пока даже официальный прогноз предполагает снижение коэффициента рождаемости в ближайшие 15 лет

Так называемый “суммарный коэффициент рождаемости” (СКР), о котором говорит министр, рассчитывается по специальной формуле. Он показывает в итоге, сколько в среднем детей родила бы одна женщина в той или иной стране на протяжении всего репродуктивного периода (15–49 лет) при условии сохранения в каждом возрасте этого периода уровня рождаемости того года, для которого и вычисляется показатель.

За период с 1960 года, по оценкам ООН, в целом по миру СКР снизился ровно в два раза – с 5,03 до 2,47. Хотя это сокращение различалось существенно по отдельным регионам. Например, в странах Африки СКР снизился с 6,7 до 4,4, в странах Азии – с 5,8 до 2,2, а в Европе – с 2,6 до 1,6.

В России к началу 21-го века суммарный коэффициент рождаемости, судя по данным Росстата, снизился ровно в 2 раза, после чего вновь стал повышаться. Как оказалось – ненадолго:

​Уровень СКР в 1,77, упомянутый министром, был отмечен в последний раз, как видим, в 2015 году, и возвращения к нему, судя по текущему прогнозу Росстата, в ближайшие 10–15 лет не ожидается. Тогда как новый (2018 года) “майский” указ президента РФ предполагает “увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,7” к 2024 году.

Пока на таком уровне он отмечался в 2017 году лишь в половине федеральных округов (ФО) страны. Полных данных за 2018-й еще нет, министр приводит только общероссийский показатель за 11 месяцев – 1,597:

​Если он и по итогам минувшего года сохранится на этом уровне, то СКР по России в целом окажется уже ниже среднеевропейского показателя за 2016 год (более поздних данных Евростата еще нет), который он превышал всего годом ранее. Хотя в большинстве стран Западной Европы этот уровень заметно выше.

Средний СКР для 36 наиболее индустриально развитых стран мира, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), составляет 1,7 – тот самый уровень, который в России объявлен теперь целевым на ближайшие 6 лет:

​“Основной проблемой России в этой области является на данный момент не снижение рождаемости, а высокая смертность, – напоминает директор Института демографии НИИ ВШЭ Анатолий Вишневский. – Темпы естественной убыли населения России еще достаточно высоки”.

В целом уровень смертности в России впервые превысил уровень рождаемости в начале 90-х. В 2012 году они вновь сравнялись, и три года подряд рождаемость превышала смертность. После чего тренд опять сменился на противоположный, да и текущие прогнозы Росстата на ближайшие 15 лет показывают долгосрочное превышение в стране смертности над рождаемостью:

К 2035 году, судя по текущим прогнозам Организации объединенных наций, лишь в одном из регионов мира – Африке – суммарный коэффициент рождаемости будет оставаться выше уровня простого воспроизводства населения (2,1), во всех остальных он окажется ниже. И только “благодаря” странам Африки общемировой показатель еще составит 2,31.

Но уже к 2070 году, по тем же прогнозам ООН, и общемировой СКР окажется ниже уровня простого воспроизводства. В России к тому времени он может составить 1,9.

XS
SM
MD
LG