Ссылки для упрощенного доступа

Естественная убыль: почему в России ускорилось сокращение численности населения?


Татьяна Голикова

Татьяна Голикова

вице-премьер РФ

"Мы катастрофически теряем население страны. За четыре месяца естественная убыль населения у нас составила порядка 149 тысяч человек. Это означает, что у нас падает рождаемость и не такими, как нам хотелось бы, темпами снижается смертность"

ЭТО ТАК
Убыль нарастает 4-ый год подряд

За первые четыре месяца 2019 года в России, по данным Росстата, зарегистрированы 478,3 тысячи рождений и 626,1 тысячи смертей. Таким образом, естественная убыль населения за этот период составила 147,8 тысячи человек. Если допустить сохранение подробных темпов, то в целом эта убыль более чем вдвое превысит показатель, прогнозируемый пока Росстатом на 2019 год: по "среднему" варианту прогноза – 208,356 тысячи человек.

За последние почти четверть века естественный прирост населения (когда рождаемость превышает смертность) отмечался в России лишь трижды, и еще однажды он был нулевым. Все остальные годы этот прирост оказывался отрицательным. Более того, текущий прогноз Росстата предполагает превышение смертности над рождаемостью и на ближайшие 15 лет, причем – нарастающее:

Общий прирост населения страны формируется двумя составляющими: естественным приростом и миграционным приростом (когда приехавших мигрантов оказывается больше, чем тех, кто уезжает из страны). И если с начала 2010-х миграционный прирост еще перекрывал естественную убыль населения, обеспечивая общий прирост населения, то в последние годы он сокращается – при нарастающей естественной убыли. И в 2018 году – впервые за последние 10 лет – в России было зафиксировано сокращение общей численности населения:

Рождаемость в России, о падении которой говорит вице-премьер, после роста в первой половине 2010-х почти до уровней начала 90-х, вновь пошла на спад с 2016 года. Так называемый "суммарный коэффициент рождаемости" (СКР – он показывает, сколько в среднем детей родила бы одна женщина в той или иной стране на протяжении всего репродуктивного периода (15–49 лет) при условии сохранения в каждом возрасте этого периода уровня рождаемости того года, для которого и вычисляется показатель) в России еще к началу 21-го века, судя по данным Росстата, уже снизился ровно в 2 раза к уровню 1960 года.

А судя по текущему демографическому прогнозу, повышение СКР до уровня 1,7, что предусмотрено "майским" (2018 года) президентским указом уже к 2024-му, предполагается пока не ранее 2035 года:

Для сравнения, текущий уровень СКР в России оказывается ниже среднего для стран Европейского союза (ЕС), который он превышал еще 3 года назад. Хотя в большинстве стран Западной Европы этот показатель заметно выше:

К 2035 году в России ожидается значительное сокращение численности самих потенциальных матерей, то есть женщин "репродуктивного" возраста – в демографии к таковому относят период в жизни женщины от 15 до 49 лет. Но общее количество рождений, естественно, распределено по группам женщин разных "детородных" возрастов отнюдь не равномерно.

К наиболее важным для материнства относят лишь основную их часть – от 20 до 40 лет. И расчеты по данным и прогнозу Росстата показывают, что количество россиянок именно этих возрастов может сократиться к 2035 году примерно на 24%:

Общий уровень смертности населения в России за период с 2005 года, по данным Росстата, снизился почти на четверть. Другое дело, что на ближайшие 15 лет и прогнозы самого ведомства госстатистики не предполагают пока сохранения подобных темпов. Более того, к середине 2030-х годов вновь ожидается заметное повышение этого уровня:

​Для международных сравнений мы воспользовались недавно опубликованными данными ООН. А именно – средними оценками уровня смертности по странам мира за период с 2015 по 2020 год. Речь идет об общих показателях количества человеческих смертей в расчете на 1 тысячу жителей страны – без учета возрастной структуры ее населения (такой же показатель использует и Росстат). И надо иметь в виду, что в тех странах, где в целом больше доля "молодых" поколений, такие показатели смертности населения будут заведомо ниже, чем в странах, где доля пожилых людей выше.

Так, среди всех стран "Большой двадцатки" (G20) самый высокий показатель смертности – именно в России, хотя по общей доле пожилого населения она заметно уступает наиболее индустриально развитым странам мира (G7):

XS
SM
MD
LG