Ссылки для упрощенного доступа

Градусы и проценты: до уровней каких стран сократилась в России “алкогольная” смертность?


Министерство здравоохранения РФ

Министерство здравоохранения РФ

“За период с 2010 года показатель смертности от алкоголь-ассоциированных причин снизился на 30,1% (с 47,5 на 100 тысяч населения)… и по результатам 2018 года составил 33,2 на 100 тысяч населения”

СКОРЕЕ, ТАК, НО....
Доля “алкогольной” смертности в России пока - одна из самых высоких в мире

В сообщении министерства это не уточняется, но, скорее всего, речь идет о принятом в международной профильной статистике так называемом коэффициенте, “стандартизированном по возрастной структуре” населения (то есть не зависящем от продолжающегося общего старения населения, как поясняют в российском Институте демографии НИУ ВШЭ).

И если исходить из того, что представленные министерством оценки за 2018 год не сильно разойдутся с окончательными, это будет означать, что стандартизированный коэффициент смертности по всем алкоголь-ассоциированным причинам (в расчете на 100 тысяч человек населения страны) в России оказывается уже заметно ниже еще недавнего среднемирового: последние по времени оценки Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) на этот счет - за 2016 год - были представлены в октябре 2018-го:

Уточним, что ВОЗ, по собственной градации, к “Европейскому” региону относит не только собственно страны Европы, но и все страны бывшего СССР, а также Израиль и Турцию. “Восточно-Средиземноморский” регион ВОЗ охватывает Ближний Восток, а также часть стран северной Африки. Наконец, к региону “Юго-Восточная Азия” эксперты ВОЗ не относят такие страны как Монголия, Китай, Япония или Южная Корея – они включены в “Западно-Тихоокеанский” регион ВОЗ.

Для сравнения уровней “алкогольной” смертности населения ВОЗ чаще использует иной показатель, а именно – смертность по всем алкоголь-ассоциированным причинам (в целом – более 200) как доля от общей смертности в стране. Приведем оценки ВОЗ по регионам мира за 2016 год:

Отдельные же страны мира (в целом – более 190) ВОЗ сравнивает именно по второму показателю “алкогольной” смертности. И если по текущим данным организации составить некий “антирейтинг”, то в числе первых 20 стран оказываются сразу 11 бывших республик СССР. Причем первые семь из них, как видим, “лидируют” здесь с большим отрывом:

Общее потребление алкоголя в России за период с 2003 (когда оно достигло пика) по 2016 год сократилось сразу на 43%, отмечали эксперты ВОЗ в специальном докладе об антиалкогольной политике в стране, представленном в начале октября 2019-го. Сопоставив данные ВОЗ по России за разные годы, получаем такую динамику последней четверти века:

Отметим, что на ближайшие 5-6 лет ВОЗ прогнозирует возобновление роста общего потребления алкоголя в России (легальный + “теневой” оборот) – до уровней, примерно соответствующим темпам начала 90-ых годов прошлого века.

11,7 литра чистого алкоголя в год на каждого взрослого (15+) жителя страны, исходя из расчетов британского медицинского журнала The Lancet, эквивалентны примерно двум бутылкам пива (по 330 мл) в день.

Текущий уровень потребления (в оценках ВОЗ – за 2016 год) алкоголя в России оказывается почти вдвое выше среднемирового, заметно превосходя и средний показатель для Европейского региона ВОЗ в целом:

Однако если сравнивать отдельные страны Европейского региона ВОЗ по общему потреблению алкоголя, то Россия, судя по данным за 2016 год, остается примерно в середине второй десятки. Другое дело, что структура потребляемых напитков в России резко отличается – за счет высокой доли более крепких: по оценкам ВОЗ, в 2016 году она составила около 39%, как и доля пива, тогда как на долю вина пришлось примерно 13% общего потребления:

XS
SM
MD
LG