Упомянутый “2%-ый рост” внутренних инвестиций в России (или инвестиций в основной капитал, то есть вложений предприятий в собственное развитие) подразумевает действующий прогноз Министерства экономического развития (МЭР) на 2019 год в целом. Тогда как за первую половину года рост этих инвестиций, по данным Росстата, оказался втрое меньшим – лишь 0,6%.
В целом внутренние инвестиции являются одним из главных факторов общего роста экономики той или иной страны, что наглядно отражает их динамика в России за последние 20 лет:
В мае этого года правительством был утвержден “Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года”. Среди прочего, он предусматривает достижение к этому сроку “повышения качества инвестиций в основной капитал и увеличения их объема до 25% ВВП”.
Если сопоставить официальные (с 2011 года) и некоторые экспертные оценки, такого уровня этих инвестиций в России в последние четверть века достичь не удавалось:
В конце октября министр экономического развития России Максим Орешкин отмечал, что планируемый на 2019 год уровень может быть в итоге превышен и составить 21,6%.
Сравним с другими странами. В быстрорастующих экономиках доля этих инвестиций в ВВП, как правило, выше, напоминают эксперты аудиторско-консалтинговой компании “ФБК Grant Thornton”. Тогда как “в развитых странах темпы экономического роста, сопоставимые с российскими, достигаются при гораздо меньшей доле инвестиций в ВВП”.
Для международных сравнений мы сопоставили некоторые из текущих данных Всемирного банка по инвестициям в экономиках стран “большой 20-ки” (G20) с текущими прогнозными оценками роста экономики этих же стран в 2019 году от Международного валютного фонда (МВФ):
Отметим, что ввиду различий в методиках расчетов, оценки Всемирного банка - в части доли внутренних инвестиций в объеме ВВП той или иной страны - могут заметно отличаться от данных национальной статистики.