Ссылки для упрощенного доступа

Бремя казны: как изменилась в России налоговая нагрузка?


Алексей Кудрин

Алексей Кудрин

председатель Счетной палаты РФ

“Я считаю, у нового правительства есть маневр для снижения [налоговой нагрузки в стране]

ДА, НО...
В течение трех последних лет эта нагрузка только возрастала

Общая фискальная нагрузка на экономику России, как и собственно налоговая, судя по оценкам Министерства финансов, еще в 2018 году превысила уровень 2012 года. Снизившись до очередного минимума в 2016-м, она затем вновь стала стремительно нарастать. Официальных данных за 2019 год пока нет, но, учитывая повышение в России с января прошлого года базовой ставки налога на добавленную стоимость (НДС) – с 18% до 20%, маловероятно, что эта нагрузка могла снизиться:

Сравним: еще в 2007 году налоговая нагрузка в России составляла 36,5% ВВП, на пике кризиса в 2009-м – 30,9%. В 2018 году она оказалась немногим ниже среднего уровня для 36 стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), но выше, чем у трети этих стран:

В структуре общих поступлений в госбюджеты и в России, считая по данным Федерального казначейства РФ (текущие – за 2018 год), и во многих странах ОЭСР, исходя из статистики организации (текущие оценки – за 2017-й), доминируют взносы социального страхования. Однако доли отдельных налогов в совокупных доходах бюджетов разных стран могут сильно разниться.

Например, общая доля взносов социального страхования в общем (включая внебюджетные фонды) госбюджете России практически совпадает со средней по всем странам ОЭСР. Тогда как доли подоходного налога на граждан различаются в 2 раза, а налога на прибыль компаний и предприятий – более чем в 1,5 раза:

XS
SM
MD
LG