В целом рост общего числа инфицированных – с середины марта и в первой декаде апреля – происходил в России гораздо более плавно, чем в других странах мира из нынешних топ-10, по масштабам распространения коронавируса. Однако во второй декаде эти темпы в России уже не сильно отличались, например, от мартовских в странах Европы. Впервые их замедление в России ненадолго проявилось к началу третьей декады месяца, то есть примерно на три недели позже, чем оно уже реально началось в Европе, если иметь в виду страны ЕС в целом.
Тем не менее, на сегодня из всех топ-10 стран только в России еще не отмечалось такого сокращения прироста новых случаев, которое продолжалось хотя бы 3–4 дня подряд.
В графике представлена двухмесячная динамика ежедневного прироста новых случаев инфицирования – с начала марта и до начала мая – в девяти из нынешних топ-10 стран мира (без США). Использованы обновляемые ежедневно данные Европейского центра предотвращения и контроля заболеваний (ECDC) по всем странам мира, а также расчеты по ним усредненных показателей за каждые три дня (для сглаживания наиболее резких суточных колебаний) – день текущий и два предыдущих, регулярно проводимые аналитиками британского проекта Our World in Data:
В Соединенных Штатах, где отмечается пока самый высокий суточный прирост инфицированных (кроме США, в первой пятерке стран по этому показателю на сегодня – Бразилия, Россия, Великобритания и Перу), еще в начале апреля произошло первое его заметное сокращение – примерно на 10 дней позже, чем это же было отмечено по странам Европейского союза в целом. Однако если в Европе с тех пор этот прирост снизился в 2,5 раза, то в США – на 20–25%:
Для ослабления вводимых властями из-за пандемии коронавируса ограничений первое условие – число новых случаев постоянно сокращается, отметила 30 апреля представитель Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в России Мелита Вуйнович. По ее словам, для России "предстоящие две недели – ключевые, чтобы закончилось распространение вируса, чтобы постоянно падало число новых случаев заражения, а мы могли сказать: да, сейчас возможно рассмотреть, какие меры можно было бы ослаблять".
Кроме того, напомнила представитель ВОЗ, борьба с коронавирусом осложняется отсутствием у населения иммунитета к нему: "Любая эпидемия идет на плато… К сожалению, может случиться, что не будет одно плато, они будут идти как синусоида".