Удвоение доли малого и среднего бизнеса (МСБ) в общем объеме экономики страны – c 20% до 40% – напрямую предусмотрено в "Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года", утвержденной распоряжением правительства еще в июне 2016 года. Среди других целей – расширение доли работающих в этой сфере до 35% общей численности занятого населения страны.
Сравним. Например, в Германии, о которой говорил президент, доля МСБ в общем объеме ВВП, хотя и превышает 50%, тем не менее остается ниже средней по всем 28 странам Европейского союза (ЕС), что следует из данных Евростата:
То есть если России и удастся к 2030 году довести долю МСБ в экономике до намеченных 40%, она все еще будет оставаться в полтора раза меньше нынешней среднеевропейской.
По доле же предприятий МСБ (в целом – со штатом от одного до 250 человек, как и по классификации ЕС) в общей численности занятых в экономике России, если цель довести ее до 35% и будет достигнута, разрыв со средним по ЕС уровнем сохранится даже большим – почти двукратным.
Другой вопрос, какими же темпами должна ежегодно прирастать доля МСБ в России, чтобы к 2030 году она удвоилась? В марте 2017 года руководитель Росстата представил в интервью такие оценки: в 2011 году доля сектора в ВВП составляла 19,4%, в 2015-м – 19,9%. То есть за четыре года выросла минимально. При этом доля МСБ в общей численности занятых в российской экономике составила в 2015 году 28%.
В 2017 году, по оценкам Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства ("Опора России"), доля сектора в ВВП страны "стабилизировалась" на уровне 21%.
Впрочем, примеры двукратного роста в структуре российской экономики всего за десять с небольшим лет имеются. Скажем, доля государства и компаний с госучастием за период с 2005 по 2016 годы, по оценкам Федеральной антимонопольной службы, выросла ровно вдвое – с 35% до 70% ВВП. Выходит, теперь ей предстоит энергично сокращаться – в пользу малого и среднего бизнеса?..