Ссылки для упрощенного доступа

Много ли в мире стран, где налоговая нагрузка выше, чем в России?


Антон Силуанов

Антон Силуанов

министр финансов РФ

“Очень большая нагрузка на бизнес с точки зрения прямых расходов с виде налогов на труд. 30% одних страховых взносов!.. В других странах нет такой нагрузки, здесь мы как раз проигрываем в конкуренции”

НЕ ФАКТ
Такие страны все же есть, хотя их немного

“Если посмотреть на уровень налоговых изъятий, который сложился в 2017 году, он составляет 30,8% ВВП”, – заявил министр финансов, выступая в среду на Гайдаровском форуме в Москве. Речь идет именно о налоговых доходах госбюджета по отношению к общему объему экономики (ВВП) за минувший год.

За последние 10 лет налоговая нагрузка на экономику России как росла, так и сокращалась. В 2007 году она составляла 36,5% ВВП, на пике кризиса в 2009-м – 30,9%, после чего вновь выросла – до 34,4% в 2014 году.

Сегодня этот показатель в России заметно ниже не только, чем в большинстве стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), но и среднего для ОЭСР уровня. Последние на сегодня данные ОЭСР – за 2016 год, а для Японии и Австралии – за 2015-й:

Russia-Factograph-Taxes Burden-OECD-Russia-2016-2017

Однако, помимо налоговых платежей, для российского бизнеса существуют еще страховые взносы (на высокий уровень которых и сетует министр финансов), а также многочисленные неналоговые платежи, которые не прописаны в Налоговом кодексе. К последним относятся, например, экологический и утилизационный сборы, плата по системе “Платон” за проезд грузовых автомобилей, оплата услуг государства и госфондов и т. п.

Но в данном случае речь идет прежде всего о страховых взносах (в целом – 30% фонда оплаты труда), которые работодатели обязаны перечислять за своих работников во внебюджетные фонды – пенсионный (22%), а также обязательного медицинского (5,1%) и социального (2,9%) страхования. "Нигде нет такой нагрузки на фонд оплаты труда, который есть в России, – признавал ровно год назад, выступая на предыдущем Гайдаровском форуме в Москве, и министр экономического развития Максим Орешкин. – Понятно, что многие просто не платят. И это – самая большая проблема, с которой нужно работать".

Ежегодный “профильный” рейтинг для 190 стран мира – Paying Taxes – уже 12 лет подряд составляют эксперты Всемирного банка и международной аудиторской и консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers. Кстати, данные именно этого рейтинга по каждой стране указываются в соответствующей части общего международного рейтинга Всемирного банка – Doing Business.

Согласно рейтингу Paying Taxes 2017, реальная налоговая нагрузка на бизнес в среднем по миру составляет в целом 40,6%. Расчеты основаны на законодательно установленных в каждой стране как налоговых, так и разного рода неналоговых обязательствах некой условной компании с персоналом в 60 человек (для России это – малое предприятие), полностью принадлежащей частным национальным собственникам. Показатель для России – 47,4%. Среди всех регионов мира выше – только в Южной Америке:

Factograph-Taх Burden

​Обратим внимание, сколь велика в России, по сравнению с другими регионами мира, доля именно налогов на труд в общей структуре требуемых национальным законодательством от бизнеса налоговых и неналоговых платежей – 36,1% при среднемировой в 16,2%. А по сравнению с другими регионами мира она выше в 1,5–2,5 раза.

В целом же из 190 стран мира, охваченных рейтингом Paying Taxes, в 45 уровень общей налоговой и неналоговой нагрузки на бизнес выше, чем в России. Среди них, например, Аргентина (106%), Китай (68%), Чехия (50%) или Франция (63%), а также Индия (61%), Италия (62%), Мексика (52%) или Швеция (49%). А в части доли именно налогов на труд, о чем говорил российский министр финансов, Россию (36,1%) опережают лишь восемь стран: Франция (53%), Бельгия и Китай (по 49%), Словакия и Бразилия (по 40%), а также Белоруссия и Эстония (по 39%) и Чехия (38%).

Высокие ставки страховых взносов считаются одной из главных причин существования масштабного “теневого” сектора в российской экономике. “Наша задача как раз заключается в том, чтобы сокращать так называемый “теневой” сектор и оттуда… брать ресурсы, необходимые для финансирования расходов”, – продолжал, выступая на Гайдаровском форуме 2018 года.

По оценкам Центра социально-политического мониторинга РАНХиГС в “теневой” рынок труда в России в 2017 году так или иначе были включены около 33 млн человек, или 44,8% всех занятых (в 2006 году – 45,1%, в 2013-м – 44,5%, в 2016-м – 40,3%). “Это те люди, которые в течение года или имели “неоформленную” работу, или получали зарплату “в конверте”, – поясняют авторы исследования.

В правительстве, по инициативе Минфина и Министерства экономического развития, обсуждаются планы заметного снижения общей ставки страховых взносов бизнеса (до 22%) при одновременном повышении ставки налога на добавленную стоимость (с нынешних 18% до тех же 22%, что неизбежно повысит цены в стране). Решение пока не принято.

XS
SM
MD
LG